Турист Marina VR (MarinaVR)
Marina VR
была 27 марта 21:05

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» расположен на юге Москвы и включает в себя дворцовый ансамбль, оранжереи, исторический пейзажный парк с прудами и павильонами, а также новые парковые зоны с цветниками и светомузыкальным фонтаном.

Вся территория музея-заповедника занимает 405 гектаров.

В центральной части парка расположен дворцовый комплекс конца XVIII века, который возводился как подмосковная резиденция императрицы. Его строительство началось в 1775 году по проекту архитектора В. И. Баженова.

Композиционный центр комплекса — Большой дворец, построенный по проекту архитектора М. Ф. Казакова. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены.

В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля.

В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». (источник http://www.tsaritsyno-museum.ru)

Для любопытных — здесь очень интересные фотографии, каким было Царицыно ранее и каким стало сейчас http://www.tsaritsyno-museum.ru/media/curtains/index.html

Центральный вход в парк.
Центральный вход в парк.
Большой Дворец и Хлебный Дом. Одно из самых крупных сооружений архитектурного ансамбля Царицына — Кухонный корпус (Хлебный дом), построенный В. И. Баженовым в 1784–1785 годах. Название Хлебный дом он получил в XIX веке — из-за белокаменной эмблемы с изображением каравая с солонкой на двух фасадах.

Это двухэтажное здание, спроектированное в виде исполинского куба с закругленными углами и внутренним двором, в который должны были въезжать повозки со съестными припасами, кухонным инвентарем и дровами. В подвальном этаже были отведены места под погреба, ледники, дровяные и прочие склады.

На каждом этаже В. И.  Баженов спроектировал около 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады: там должны были разместиться кухни с очагами и жаровнями и различные хозяйственные помещения.

Полностью достроить Кухонный корпус архитектор не успел.
Большой Дворец и Хлебный Дом. Одно из самых крупных сооружений архитектурного ансамбля Царицына — Кухонный корпус (Хлебный дом), построенный В. И. Баженовым в 1784–1785 годах. Название Хлебный дом он получил в XIX веке — из-за белокаменной эмблемы с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это двухэтажное здание, спроектированное в виде исполинского куба с закругленными углами и внутренним двором, в который должны были въезжать повозки со съестными припасами, кухонным инвентарем и дровами. В подвальном этаже были отведены места под погреба, ледники, дровяные и прочие склады. На каждом этаже В. И.  Баженов спроектировал около 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады: там должны были разместиться кухни с очагами и жаровнями и различные хозяйственные помещения. Полностью достроить Кухонный корпус архитектор не успел.
Большой Дворец. Большой дворец — единственное здание в Царицыне, созданное по проекту русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Он определяет композицию центральной части усадьбы, разделяя ее территорию надвое: северный фасад дворца обращен на широкую подъездную площадь, южный — к поляне, самой большой в пейзажном парке. Дворец стоит на высоком берегу пруда, и его кровли издалека видны над кронами деревьев.
Большой Дворец. Большой дворец — единственное здание в Царицыне, созданное по проекту русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Он определяет композицию центральной части усадьбы, разделяя ее территорию надвое: северный фасад дворца обращен на широкую подъездную площадь, южный — к поляне, самой большой в пейзажном парке. Дворец стоит на высоком берегу пруда, и его кровли издалека видны над кронами деревьев.
Большой Дворец вечером.
Большой Дворец вечером.
Стеклянный купол пирамиды - вход в музейный комплекс Большого Дворца.
Стеклянный купол пирамиды - вход в музейный комплекс Большого Дворца.
Хлебный Дом и Большой Дворец. между ними - декоративная Галерея.
Хлебный Дом и Большой Дворец. между ними - декоративная Галерея.
Между Большим дворцом и Хлебным домом (Кухонным корпусом) находится галерея, построенная в 1784–1785 годах по проекту В. И. Баженова: она соединяла здание Хлебного дома с разобранным по приказу Екатерины II дворцом «Их Императорских высочеств» (на его месте построен Большой дворец) и отделяла усадебный двор от парка.

Назначение галереи — исключительно декоративное, благодаря ей Большой дворец и Хлебный дом воспринимаются как единое целое (подобные галереи были характерны для дворцовой и усадебной архитектуры последней трети XVIII века).

Состоит галерея из двух близко расположенных стен, не имеющих крыши. Между ними — проход, ограниченный с двух концов стенами зданий, а ближе к середине — устоями ворот.
Между Большим дворцом и Хлебным домом (Кухонным корпусом) находится галерея, построенная в 1784–1785 годах по проекту В. И. Баженова: она соединяла здание Хлебного дома с разобранным по приказу Екатерины II дворцом «Их Императорских высочеств» (на его месте построен Большой дворец) и отделяла усадебный двор от парка. Назначение галереи — исключительно декоративное, благодаря ей Большой дворец и Хлебный дом воспринимаются как единое целое (подобные галереи были характерны для дворцовой и усадебной архитектуры последней трети XVIII века). Состоит галерея из двух близко расположенных стен, не имеющих крыши. Между ними — проход, ограниченный с двух концов стенами зданий, а ближе к середине — устоями ворот.
Вид из окон Дворца на галерею.
Вид из окон Дворца на галерею.
Большой  мост.
Большой мост.
Большой мост через  — одно из главных сооружений царицынского архитектурного ансамбля. Он строился архитектором В. И. Баженовым в 1778−1779, 1784−1785 годах. Достаточно массивный, мост кажется легким благодаря арочным пролётам: большим — у основания, мелким — в верхней части. Центральная часть боковых стен с тремя стрельчатыми арками, пучками полуколонн и ажурными проемами-розеттами напоминает фасады старинных католических соборов.
По замыслу архитектора, Большой мост должен был соединять дворцовую часть ансамбля с заовражной, где предполагалось построить конюшни, а также с Каширской дорогой, связывавшей Царицыно с Москвой.
Большой мост через — одно из главных сооружений царицынского архитектурного ансамбля. Он строился архитектором В. И. Баженовым в 1778−1779, 1784−1785 годах. Достаточно массивный, мост кажется легким благодаря арочным пролётам: большим — у основания, мелким — в верхней части. Центральная часть боковых стен с тремя стрельчатыми арками, пучками полуколонн и ажурными проемами-розеттами напоминает фасады старинных католических соборов. По замыслу архитектора, Большой мост должен был соединять дворцовую часть ансамбля с заовражной, где предполагалось построить конюшни, а также с Каширской дорогой, связывавшей Царицыно с Москвой.
Справа - Первый Кавалерский корпус — самая маленькая из ныне существующих построек дворцового ансамбля, возведенная по проекту архитектора В. И. Баженова в неоготическом стиле. Наряду со Вторым  и  Третьим Кавалерскими корпусами относился к числу"домиков по церковному рву" , то есть расположенных на краю оврага, слева и справа от здания церкви. Здание Первого Кавалерского корпуса отличается от остальных кавалерских корпусов: у него нет сводов, очертания окон — прямоугольные. В плане это квадрат с трапециевидным вырезом одного угла, обращенным к центру ансамбля.
Справа - Первый Кавалерский корпус — самая маленькая из ныне существующих построек дворцового ансамбля, возведенная по проекту архитектора В. И. Баженова в неоготическом стиле. Наряду со Вторым и Третьим Кавалерскими корпусами относился к числу"домиков по церковному рву" , то есть расположенных на краю оврага, слева и справа от здания церкви. Здание Первого Кавалерского корпуса отличается от остальных кавалерских корпусов: у него нет сводов, очертания окон — прямоугольные. В плане это квадрат с трапециевидным вырезом одного угла, обращенным к центру ансамбля.
Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»), построенный по проекту В. И. Баженова в неоготическом стиле, предназначался для размещения придворных служб императрицы Современное название здание получило в 1947 году.
Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»), построенный по проекту В. И. Баженова в неоготическом стиле, предназначался для размещения придворных служб императрицы Современное название здание получило в 1947 году.
Назначение Третьего Кавалерского корпуса, построенного В. И. Баженовым в 1776–1779 годах, не было точно определено. Наряду с Первым и Вторым Кавалерскими корпусами архитектор называл его «малым домиком». Возможно, он предназначался для дворцовых увеселений. Современное название — Третий Кавалерский корпус — появилось при паспортизации построек дворцового ансамбля в 1947 году.

Расположен корпус на холме, где летом 1775 года императрица Екатерина II и граф Г. А. Потемкин из своей «ставки-шатра» смотрели фейерверк, «зажженный на другой стороне пруда при пушечной пальбе». Позднее там же, на холме возле павильона, поставили турецкие пушки, захваченные при сражении в Чесменской бухте после истребления оттоманского флота (они сохранялись у корпуса до начала XIX века).
Назначение Третьего Кавалерского корпуса, построенного В. И. Баженовым в 1776–1779 годах, не было точно определено. Наряду с Первым и Вторым Кавалерскими корпусами архитектор называл его «малым домиком». Возможно, он предназначался для дворцовых увеселений. Современное название — Третий Кавалерский корпус — появилось при паспортизации построек дворцового ансамбля в 1947 году. Расположен корпус на холме, где летом 1775 года императрица Екатерина II и граф Г. А. Потемкин из своей «ставки-шатра» смотрели фейерверк, «зажженный на другой стороне пруда при пушечной пальбе». Позднее там же, на холме возле павильона, поставили турецкие пушки, захваченные при сражении в Чесменской бухте после истребления оттоманского флота (они сохранялись у корпуса до начала XIX века).
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Святой источник около Храма.
Святой источник около Храма.
Памятник Дмитрию Кантемиру.
Памятник Дмитрию Кантемиру.
Фигурные (Виноградные) ворота — одна из лучших построек В. И. Баженова в Царицыне, яркое воплощение «нежной готической архитектуры». Сам архитектор называл это сооружение «ворота прекрасной фигуры».

Фигурные (Виноградные) ворота были построены в 1777–1778 годах, в числе первых сооружений дворцово-паркового ансамбля. Они обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы, а также завершают перспективу от Большого моста через овраг к Среднему дворцу.
Фигурные (Виноградные) ворота — одна из лучших построек В. И. Баженова в Царицыне, яркое воплощение «нежной готической архитектуры». Сам архитектор называл это сооружение «ворота прекрасной фигуры». Фигурные (Виноградные) ворота были построены в 1777–1778 годах, в числе первых сооружений дворцово-паркового ансамбля. Они обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы, а также завершают перспективу от Большого моста через овраг к Среднему дворцу.
Первое название — «Фигурные» — объясняется затейливыми формами и декором ворот. Второе название — «Виноградные» — появилось в середине ХХ века: из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме стрельчатой арки.
Первое название — «Фигурные» — объясняется затейливыми формами и декором ворот. Второе название — «Виноградные» — появилось в середине ХХ века: из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме стрельчатой арки.
Малый дворец (Полуциркульный дворец) (1776–1778) — одна из главных построек императорской резиденции в Царицыне, выполненных по проекту архитектора Баженова. . Вместе с Большим и Средним  дворцами был построен для Екатерины II/

Особое предназначение здания подчеркивает белокаменный вензель императрицы, украшающий фигурный парапет восточного фасада

Название — «Малый дворец» — сохранилось с конца XVIII века: это была наименьшая из всех дворцовых построек на территории усадьбы.
Малый дворец (Полуциркульный дворец) (1776–1778) — одна из главных построек императорской резиденции в Царицыне, выполненных по проекту архитектора Баженова. . Вместе с Большим и Средним дворцами был построен для Екатерины II/ Особое предназначение здания подчеркивает белокаменный вензель императрицы, украшающий фигурный парапет восточного фасада Название — «Малый дворец» — сохранилось с конца XVIII века: это была наименьшая из всех дворцовых построек на территории усадьбы.
Оперный дом (Средний дворец) — одно из самых значительных сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыне. Построен в 1776–1778 годах.

Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначался непосредственно для Екатерины II: предполагалось, что императрица со свитой будет проводить здесь время после концертов или прогулок, за вечерним чаем и игрой в карты. Вероятно, в галерее дворца должны были проходить приёмы и аудиенции.

Название «Оперный дом» появилось в начале XIX века, когда Средний дворец собирались приспособить под концерты, спектакли и музыкальные вечера. Планы эти так и не осуществились, а название — Оперный дом — сохранилось.
Оперный дом (Средний дворец) — одно из самых значительных сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыне. Построен в 1776–1778 годах. Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначался непосредственно для Екатерины II: предполагалось, что императрица со свитой будет проводить здесь время после концертов или прогулок, за вечерним чаем и игрой в карты. Вероятно, в галерее дворца должны были проходить приёмы и аудиенции. Название «Оперный дом» появилось в начале XIX века, когда Средний дворец собирались приспособить под концерты, спектакли и музыкальные вечера. Планы эти так и не осуществились, а название — Оперный дом — сохранилось.
Оперный Дом.
Оперный Дом.
"Большая поляна" или "Дворцовая поляна" - одна из достопримечательностей парка Царицыно. Здесь проходят массовые гуляния, можно устроить красивую фото-сессию, отдохнуть. А главное украшение "Большой поляны" - старая сосна.
"Большая поляна" или "Дворцовая поляна" - одна из достопримечательностей парка Царицыно. Здесь проходят массовые гуляния, можно устроить красивую фото-сессию, отдохнуть. А главное украшение "Большой поляны" - старая сосна.
Вид на Большой Дворец со стороны Дворцовой поляны.
Вид на Большой Дворец со стороны Дворцовой поляны.
Памятник архитекторам Василию Ивановичу Баженову и Матвею Федоровичу Казакову в музее-заповеднике Царицыно был открыт в 2007 году 1 сентября в дни празднования в столице дня города. Местом установки скульптурной композиции стала лужайка с торца Большого дворца, рядом с галереей-оградой. Автором является скульптор Леонид Михайлович Баранов.
Памятник архитекторам Василию Ивановичу Баженову и Матвею Федоровичу Казакову в музее-заповеднике Царицыно был открыт в 2007 году 1 сентября в дни празднования в столице дня города. Местом установки скульптурной композиции стала лужайка с торца Большого дворца, рядом с галереей-оградой. Автором является скульптор Леонид Михайлович Баранов.
Фигурный мост входит в число лучших произведений архитектора В. И. Баженова в стиле неоготики в Царицыне. Благодаря своему положению, мост стал ключевым элементом, раскрывающим композицию царицынского архитектурного ансамбля. По замыслу архитектора, он был поставлен на пересечении двух главных въездов в усадьбу: по Большой Каширской дороге и по Царицынскому проспекту (со стороны села Коломенского).
Фигурный мост входит в число лучших произведений архитектора В. И. Баженова в стиле неоготики в Царицыне. Благодаря своему положению, мост стал ключевым элементом, раскрывающим композицию царицынского архитектурного ансамбля. По замыслу архитектора, он был поставлен на пересечении двух главных въездов в усадьбу: по Большой Каширской дороге и по Царицынскому проспекту (со стороны села Коломенского).
Баженов придал мосту вид крепостного сооружения: мощные белокаменные устои завершаются высокими башнями со стрельчатыми проемами и увенчанными, подобно крепостным стенам Кремля, двурогими зубцами «ласточкин хвост». При подъеме на мост он выглядит ажурной галереей, а башни представляют собой глубокие полукруглые ниши.

Название моста — Фигурный — принадлежит самому В. И. Баженову и связано с затейливым декором сооружения.
Баженов придал мосту вид крепостного сооружения: мощные белокаменные устои завершаются высокими башнями со стрельчатыми проемами и увенчанными, подобно крепостным стенам Кремля, двурогими зубцами «ласточкин хвост». При подъеме на мост он выглядит ажурной галереей, а башни представляют собой глубокие полукруглые ниши. Название моста — Фигурный — принадлежит самому В. И. Баженову и связано с затейливым декором сооружения.
Вид через арки фигурного моста в сторону  Большого Дворца.
Вид через арки фигурного моста в сторону Большого Дворца.
Вид через арки на центральную входную дорожку.
Вид через арки на центральную входную дорожку.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому