Турист Marina VR (MarinaVR)
Marina VR
была 27 марта 21:05
Фотоальбом

Дивное Дивеево.

Дивеевский монастырь, в разговорной речи Дивеево, расположен на берегу небольшой речки Вичкинзы в Нижегородской области недалеко от Сарово.

Дивеево — это особенное место на земле — полагают, что игуменьей обители является сама Божия Матерь.

По преданию, Царица Небесная взяла эту обитель в свой четвертый удел, а первым ее уделом является Иверия в Грузии, вторым — Новый Афон в Греции и третьим — Киевско-Печерская лавра в Украине.

Думаю, что каждый должен посетить сам это место, чтобы понять в чем его притягательность, словами этого не расскажешь.

Не будучи фанатично верующим человеком, признаюсь, ехала туда с некой толикой сарказма, искренне веря, что в большЕй мере — это хорошо раскрученное туристическое место, чем настоящее место паломничества.

Оказалось, что заблуждалась. Место удивительно своей аурой, здесь погружаешься в необычную атмосферу умиротворения и спокойствия. Здесь тихо и очень красиво и в этой благодати и чистоте забываешь обо всех мирских проблемах.

Раннее утро. Вид на монастырь со стороны деревни.
Раннее утро. Вид на монастырь со стороны деревни.
На закате.
На закате.
Красной линией обозначена Святая канавка.
Красной линией обозначена Святая канавка.
Про Святую Канавку.
Про Святую Канавку.
Дорога к храму. Пятиярусная колокольня была возведена по одной линии с собором в конце XIX – начале XX века.Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.
Дорога к храму. Пятиярусная колокольня была возведена по одной линии с собором в конце XIX – начале XX века.Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.
Купол дома паломников
Купол дома паломников
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь строился в течение полутора веков и первым храмом, давшим начало обители была церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.

    Храм иконы Казанской Божьей матери сооружался на месте деревянной церкви с 1773 года, а завершилось строительство в 1779 году. Матушка Александра лично принимала участие в возведении храма и для рабочих сама выкопала источник. Это трехпрестольный храм, его пределы в честь Николая Чудотворца и Казанский были летними, а в честь Стефана – теплый зимний предел
    С благословения преподобного Серафима Саровского к храму были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь строился в течение полутора веков и первым храмом, давшим начало обители была церковь в честь иконы Казанской Божьей матери. Храм иконы Казанской Божьей матери сооружался на месте деревянной церкви с 1773 года, а завершилось строительство в 1779 году. Матушка Александра лично принимала участие в возведении храма и для рабочих сама выкопала источник. Это трехпрестольный храм, его пределы в честь Николая Чудотворца и Казанский были летними, а в честь Стефана – теплый зимний предел С благословения преподобного Серафима Саровского к храму были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы
Справа -  Храм Рождества Христова. Был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. «Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее», - говорил Батюшка. По заповеди Преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела и с 1992 года вновь зажжена неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.
Справа - Храм Рождества Христова. Был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в храм Казанской иконы Божией Матери так, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. «Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее», - говорил Батюшка. По заповеди Преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела и с 1992 года вновь зажжена неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.
Преображенский собор.
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки.
Преображенский собор. В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки.
Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева, братьев Арцыбушевых и других. Храм построен в неорусском стиле по проекту архитектора А. Е. Антонова, техником-строителем был А. А. Румянцев (впоследствии погибший в лагерях в годы репрессий). Архитектурный облик храма дает ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Изнутри стены были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника П. Парилова. В 1916 году строительство в основном завершилось, были и иконостас, и вся утварь. Тут спохватились, что забыли устроить отопление. Это оттянуло освящение собора на год, но с началом революции освятить его уже не удалось.
Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева, братьев Арцыбушевых и других. Храм построен в неорусском стиле по проекту архитектора А. Е. Антонова, техником-строителем был А. А. Румянцев (впоследствии погибший в лагерях в годы репрессий). Архитектурный облик храма дает ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Изнутри стены были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника П. Парилова. В 1916 году строительство в основном завершилось, были и иконостас, и вся утварь. Тут спохватились, что забыли устроить отопление. Это оттянуло освящение собора на год, но с началом революции освятить его уже не удалось.
Долгие годы в соборе царила мерзость запустения, здесь был гараж, потом тир. На кровле росли деревья, как и предсказывала блаженная Прасковья Ивановна. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас построена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).
Долгие годы в соборе царила мерзость запустения, здесь был гараж, потом тир. На кровле росли деревья, как и предсказывала блаженная Прасковья Ивановна. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас построена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).
В центре монастыря в 1865 – 1875 годах возведен пятипрестольный Троицкий собор, являющийся сердцем дивеевской обители - здесь хранятся мощи преподобного Серафима Саровского чудотворца. Храм был заложен после смерти Преподобного в 1848 году, но еще при жизни отец Серафим предсказал дивеевским сестрам: "Будет в Дивееве огромный собор, такой, что и саровские иноки будут вам будут завидовать".Троицкий Собор. Первоначально предполагалось освятить Собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Что на это было изволение Божие, подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
В центре монастыря в 1865 – 1875 годах возведен пятипрестольный Троицкий собор, являющийся сердцем дивеевской обители - здесь хранятся мощи преподобного Серафима Саровского чудотворца. Храм был заложен после смерти Преподобного в 1848 году, но еще при жизни отец Серафим предсказал дивеевским сестрам: "Будет в Дивееве огромный собор, такой, что и саровские иноки будут вам будут завидовать".Троицкий Собор. Первоначально предполагалось освятить Собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Что на это было изволение Божие, подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему».
Очень красив Собор в солнечную погоду.
Очень красив Собор в солнечную погоду.
Идет служба.
Идет служба.
О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам прп. Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменная трапезная была построена в 1895 году. Сохранилось описание ее внутреннего убранства, сделанное в начале ХХ века: «Чрезвычайно величественное впечатление производит великолепная, большая, светлая трапезная Дивеевского монастыря. За двумя-тремя десятками длинных столов, уставленных исключительно деревянной посудой, здесь собирается по воскресеньям и по праздникам все многочисленное женское монастырское население (по будням обедают в келиях). В передней части столовой красуется вся залитая золотой отделкой церковь с величественным иконостасом. Посреди трапезной на возвышении поставлен аналой, за которым одна из монахинь читает во время трапезы громким голосом жития святых».
О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам прп. Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменная трапезная была построена в 1895 году. Сохранилось описание ее внутреннего убранства, сделанное в начале ХХ века: «Чрезвычайно величественное впечатление производит великолепная, большая, светлая трапезная Дивеевского монастыря. За двумя-тремя десятками длинных столов, уставленных исключительно деревянной посудой, здесь собирается по воскресеньям и по праздникам все многочисленное женское монастырское население (по будням обедают в келиях). В передней части столовой красуется вся залитая золотой отделкой церковь с величественным иконостасом. Посреди трапезной на возвышении поставлен аналой, за которым одна из монахинь читает во время трапезы громким голосом жития святых».
Возвращение этого здания монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированной трапезной состоялся праздничный обед с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 ноября 2000 года престол трапезного храма был повторно освящен. Росписи выполнены художниками палехской мастерской «Лик».
Возвращение этого здания монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированной трапезной состоялся праздничный обед с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 ноября 2000 года престол трапезного храма был повторно освящен. Росписи выполнены художниками палехской мастерской «Лик».
Святой колодец- слева.
Святой колодец- слева.
В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли.

Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым.
В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым.
Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.
Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.
Дом Долгинцевых и Галактионовых, постройки начала 19 века.
Дом Долгинцевых и Галактионовых, постройки начала 19 века.
Деревянная часовня, освященная 13.04.2010. Построена у чтимого источника, в одном комплексе с тремя купальнями. Крестообразная в плане постройка, завершенная шатриком с главкой.

Часовня (слева) и купальни (справа) над источником в честь иконы Божией Матери "Умиление"
Деревянная часовня, освященная 13.04.2010. Построена у чтимого источника, в одном комплексе с тремя купальнями. Крестообразная в плане постройка, завершенная шатриком с главкой. Часовня (слева) и купальни (справа) над источником в честь иконы Божией Матери "Умиление"
Икона "Умиление"
Икона "Умиление"
Мужская купальня на источнике.
Мужская купальня на источнике.

Источник Преподобной Александры. Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.
Источник Преподобной Александры. Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.
Источник Серафима Саровского. Наибольшей известностью среди Дивеевских источников, в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис, около хутора Хитрый. Строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима.
Источник Серафима Саровского. Наибольшей известностью среди Дивеевских источников, в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис, около хутора Хитрый. Строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому